Сплетни в офисе. Их влияние на рабочий процесс | I-Business

Сплетни в офисе. Как слухи могут повлиять на рабочий процесс

Как не допустить слухов среди своего коллектива.

Коллектив любой организации – это небольшое локальное сообщество, и слухи являются неотъемлемой его частью. Слухи сродни вирусам — внезапно появившись, они могут исчезнуть незаметно, а могут прожить очень долго. Слухи могут причинить вред, а могут положительно повлиять на деятельность компании. Нужно ли обращать свое внимание на слухи и как можно ими управлять?

Когда и почему появляются слухи? Классификация слухов

Любая компании это живой организм со своими венами и артериями, в качестве которых выступают каналы коммуникации. Существуют два основных канала: официальный канал, предназначенный для передачи рабочих сообщений, и неофициальный, используемый для неформального общения сотрудников. Оба канала развиваются по мере роста компании.

Неофициальный канал активно используется сотрудниками для распространения слухов. Любое, даже незначительное событие в компании автоматически становится поводом для слухов. Слухи можно классифицировать по степени:

  • актуальности (злободневности или интересности информации; 
  • яркости (эмоциональной насыщенности);
  • анонимности (слухи типа «только между нами»);
  • неопределенности достоверности информации (случаи, когда широта
  • спектра характеристики информации слуха достаточно широка).

Воздействие слухов может быть как положительным, так и отрицательным.

Популярны следующие темы:

  • любые изменения в кадровом составе;
  • кто сколько зарабатывает, либо изменения уровня заработных плат;
  • кто с кем встречает или назначает свидания после работы;
  • споры между топ-менеджерами;
  • принятые меры по «косякам» сотрудников;
  • личная жизнь руководителей;
  • ценообразование и деятельность конкурентов.

Сплетни появляются с первыми наемными сотрудниками во время перекуров, обеденных перерывов, кофебрейков, то есть в те моменты, когда удается ненадолго отвлечься от рабочих процессов. Первоначально они безобидны и недолговечны. Однако, с увеличением кадрового состава, появлением иерархии, сплетни начинают приобретать совершенно новый уровень. Причины появления слухов основаны на ориентировочном рефлексе человека – активной реакции на любые изменения в сообществе, вызывающем общее оживление и, как правило, ряд последующих действий, направленных на изучение дальнейших событий, связанных с этими изменениями. Иными словами это желание человека к обмену информацией — «чесание языком» в простонародье. Слухи являются продуктом коллективного творчества, попыткой объяснить любую проблемную ситуацию. Но слухи можно создавать намеренно, тем самым влияя на настроение в коллективе.

Карта слухов – создание и использование

Распространение слухов напрямую зависит от штатного расписания. Связано это с появлением новых ветвей в иерархии, что влечет за собой образование ячеек или подразделений. Формируются вертикальный и горизонтальный (межличностный) каналы распространения. Появляются лидеры мнений. Начинает возникать внутренняя конкуренция.

Карта слухов создается постепенно. Это одновременно и сложный, и занимательный процесс. По сути, карта слухов отражает направления информационных потоков и скорость их распространения. Создавая карту слухов, вы создаете возможность полноценного контроля над ними. Для этого необходимо регулярно общаться с подчиненными посредством разнообразных собраний, планеров, индивидуальных разговоров.

Составляйте психологический портрет каждого сотрудника с помощью точечных вопросов, наблюдайте за ними со стороны как скрыто, так и намеренно это демонстрируя. Перед разговором «тет-а- тет» составьте список вопросов, которые помогут вам максимально раскрыть личность человека.

Запишите ответы на диктофон либо законспектируйте их. Обязательно найдется человек, который любит «потрепаться о том, о сем» и вам необходимо его определить. Формирование неформальных каналов происходит по принципу формирования русла реки. Вода всегда выбирает самый легкий путь, формируя реку. Любители «посудачить» очень быстро сформируют эти маршруты. Вам же важно просто их нанести на карту.

Проверить их тоже несложно. Достаточно «запустить» информационный кораблик, обязательно засечь время и дождаться, от какого источника и в каком виде к вам вернется вами же запущенное сообщение. Естественно, делать это нужно максимально анонимно. Поэтому с ростом организации по горизонтали важно иметь контрольные точки для проверки информации.

Слухи как инструменты нематериальной мотивации

В последнее время в крупных компаниях создаются целые отделы, занимающиеся созданием и намеренным распространением слухов.

Появилась даже такая профессия – слухмейкер. Основная задача такого человека создавать «правильные» слухи, создающие позитивные настроения.

Это один из инструментов нематериальной мотивации. Доверять формирование слухов нужно только проверенному специалисту, иначе есть огромные риски получить абсолютно противоположный эффект.

Слухи можно классифицировать по категориям:

  • повышение имиджа компании и боевого духа сотрудников (слух о том, как вас боятся конкуренты и ваши позиции на рынке постепенно укрепляются);
  • распространение правдивой информации (слух о реальной пользе вашего продукта);
  • дискредитация деятельности конкурентных компаний (слух о неэффективном менеджменте и высоких ценах ваших конкурентов);
  • противодействие другим слухам, или создание контрслуха;
  • использование слуха с целью изучения неформальной системы коммуникации (поскольку в передаче слухов присутствует некая интимность, то можно с легкостью изучить систему близких связей в компании. Такое использование слухов позволит вам составить так называемую карту распространения слухов. В будущем ее использовать для достижения необходимых результатов посредством запуска новых слухов. При этом содержание слуха непременно должно быть таким, что делиться им будут только с близкими людьми);
  • подготовка персонала к непопулярным решениям (слух о том, что заработная плата будет пересмотрена в связи с сокращением затрат. К моменту принятия решения недовольства уже утихнут, поскольку сотрудники успеют свыкнуться с мысль);

Позволить себе дополнительную штатную единицу в виде слухмейкера может не каждая организация, поэтому руководителю следует учиться создавать и управлять слухами самостоятельно.

Создание слухов и управление ими

Запуск слуха достаточно трудоемкий и сложный процесс. Существуют пять основных этапов его формирования:

Постановка цели. Имея на руках карту распространения слухов, важно максимально точно сформулировать для себя цель, достижения которой подготавливаемый слух должен обеспечить. К примеру, у вас грядут изменения в кадровом составе – смена одного из руководителей подразделения. Это никоим образом не должно повлиять на эффективность подразделения. Новый руководитель – это новые правила и однозначно новые условия управления. Сотрудники тоже прекрасно это понимают и будут всячески «тестировать» своего нового управленца. Надо учитывать и то, что со старым руководителем уже были налажены определенные отношения. Наверняка в отделе были фавориты, и именно они могут саботировать все подразделение, негативно влияя на результат. Сама по себе смена уже будет поводом для слуха, но первоначально важно подготовить людей. В данном примере подготовка и есть сама цель. Дальнейшие технические нюансы будут зависеть от авторитета текущего руководителя среди сотрудников и его последующей судьбы.

Выбор целевой группы. Опираясь на приведенный выше пример, целевой группой будет то подразделение, где производится смена руководителя. Слухи в компании имеют вертикальный и горизонтальный канал коммуникации. В случае вертикального канала слухи могут иметь нисходящий или восходящий поток распространения. После этапа определения цели важно определить направление, по которому слух будет запущен. На этом этапе необходимо понимать, что информация может быть сильно искажена и при достижении конечного получателя нести совершенно иной от первоначального смысл. Учитывайте так называемый коллективный тезаурус, обеспечивающий возможность взаимопонимания на всех уровнях.

Выбор источника запуска. Целевая группа – это конечная цель, которую должен достичь слух. Его можно внедрять как напрямую, так и руководствуясь ранее составленной вами картой слухов. Вы должны быть уверены, что созданный слух непременно достигнет целевой аудитории. К тому же важна своевременность слуха. То есть слух должен быть «к месту», так как у несвоевременного слуха есть все шансы «умереть», так и не принеся вам пользы. Поэтому при выборе источника запуска учитывайте параметры актуальности и скорость распространения информации. Источником запуска может быть кто угодно, включая руководителя организации. Если вы регулярно проводите беседы «тет-а- тет» со своими сотрудниками, то это самый надежный источник запуска. Уже сам факт очередного разговора с руководителем для сотрудников является поводом для образования слуха. Особенно, если вы их редко проводите. Во время беседы с менеджером того подразделения, руководителя которого вы хотите сменить, можно ненароком это отметить. Причем используйте заранее приготовленную формулировку. Дело сделано. На первом же перекуре слух пойдет в массы.

Подготовка слуха. На этапе формирования слуха, сообщение (слух) необходимо закодировать, превратив его в язык тела и жестов. Тщательно продумывайте слова и интонацию. Первый получатель будет декодировать полученное сообщение в речь, и на этом этапе возможно искажение информации. Не забывайте также про лидеров мнения в вашей организации. Они могут как помочь, так и предотвратить распространение слуха, пользуясь своим авторитетом.

Запуск. Пожалуй, это самый простой этап. Просто передайте подготовленный вами слух первому получателю и наблюдайте за его распространением.

Для проверки работоспособности слуха и правильного его распространения необходимо иметь возможность перехвата сообщения на промежуточных этапах. В этом вам поможет регулярное общение с подчиненными, различные технические приспособления, такие как прослушивающие устройства, мониторинг внутренних каналов коммуникации, доверенные лица среди сотрудников, собрания и планерки.

Помните, что слух передается при условии, что события, которые он раскрывает, имеют значимость для ваших сотрудников, при этом достаточно скудный на информацию.

Методы борьбы с нежелательными слухами

Для профилактики распространения негативных слухов важно:

  • своевременно предотвращать нарастание высокого уровня неопределенности в коллективе;
  • создавать и поддерживать на должном уровне систему информирования, используя лидеров мнения;
  • создавать устойчивую обратную связь, реагируя на нужды и запросы сотрудников компании;
  • формировать такую эмоциональную среду, которая будет исключать возможность распространения слухов;
  • если же слух уже возник, то необходимо его официально опровергнуть, подкрепив достоверными фактами, а также снять ту напряженность, которую он уже породил или которая стала причиной его появления.

Для пресечения уже возникших слухов используются следующие инструменты:

  • опровержение слуха;
  • подтверждение слуха;
  • юмор;
  • контрслух;
  • доведения до абсурда;
  • дискредитация автора;
  • устранение причин возникновения слуха.

Первый инструмент эффективен только при наличии доверительного источника информации. К таким, например, относятся лидеры мнений в коллективе, либо сам руководитель.

Подтверждение слуха — зачастую лучший инструмент для предотвращения дальнейшего распространения. Признание и констатация фактов из уст первых лиц компании предотвращает дальнейшие толики среди сотрудников.

Юмор или яркие шутки, высмеивающие «нелепую» информацию, породившую слух порой помогают избежать негативной реакции, а также способствуют «смерти» появившегося слуха.

Слух о слухе или контрслух можно использовать при отсутствии уверенности в авторитетности официального источника. Содержание такого слуха должно быть прямо противоположно сюжету появившегося слуха. При использовании этого инструмента важно уделять внимание каждой детали. В противном случае есть вероятность обратного эффекта – усиления первоначального слуха.

Довести до абсурда родившийся слух можно путем добавления информации, позволяющей создать ощущение полной нереальности первоначального слуха.

Дискредитация автора возможна, когда известен автор слуха. Информация о его некомпетенции позволит снизить доверие у слуху вплоть до полного его исчезновения.

Устранение причин, породивших слух, пожалуй, самый простой и эффективный способ.

Не бойтесь экспериментировать со слухами, создавайте свои карты и используйте практические советы, приведенные в данной статье. Не забывайте о том, что слухи могут как серьезно помогать в развитии вашей компании, так и препятствовать ее развитию.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Related posts

Нет комментариев

Оставить отклик